Золотухина Марина Олеговна |
Супрядкина Наталья Анатольевна |
Золотухина М.О. о своей работе:
"Обобщая свой педагогический опыт, мне хочется сегодня обратить особое внимание на такой метод использования метапредметных связей как учебная экскурсия.
Слово экскурсия (ехсишо) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Это мероприятие является одним из самых эффективных наглядных приёмов обучения. На уроках учитель может очень долго объяснять, рассказывать, но ничто не запоминается так чётко и ярко как возможность непосредственно самому реально соприкоснуться с действительностью.
В целом,методика приёма «Учебная экскурсия» включает в себя:
а) подготовку экскурсии;
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
В сентябре 2014 года учащиеся 9 классов вместе с учителями географии и литературы посетили музей - заповедник «Пушкинские Горы». Результатом этого путешествия стал бинарный урок географии и литературы «… Там, где шумят Михайловские рощи»
Цель экскурсии:
- расширить знания учащихся об основных этапах пребывания А.С.Пушкина в Михайловском;
– рассказать о истоках народно-поэтических мотивов в произведениях поэта;
- показать глубинную взаимосвязь между творчеством поэта и природой Псковского края;
- способствовать развитию патриотизма, любви к родной земле, истории и культуре России.
Для ребят эта экскурсия оказалась началом их проектной деятельности. Каждый учащийся получил тему своей работы, результаты которой должен был представлен на уроке. А, в целом, соединив все детские работы, мы создали виртуальную экскурсию по музею-заповеднику. Вот некоторые темы информационных проектов:
«Природа Псковского края»
«Обитатели Михайловского»
« Няня Арина Родионовна и народный эпос»
Ролевые проекты
«Друзья А.С.Пушкина, навещавшие поэта в ссылке» ( Ребята выступали от имени друзей поэта, обыгрывали встречи, рассказывали о жизни героев).
Очень важно, чтобы дети могли показать не только знания, но и выразить впечатления от увиденного, поэтомукроме обязательных работ, ребята представили свои творческие наработки. Это рисунки, изображающие заповедные места, стихотворения собственного сочинения. И пусть они содержат в себе много стилистических и орфографических ошибок - это не важно. Главное, что ребёнок попытался выразить своё видение поэзии поэта, отразить своё отношение к жизни Пушкина и понять ту взаимосвязь, которая объединяет прошлое и настоящее.
Михайловское
Виновен Пушкин был, иль нет.
На сей вопрос узнали мы ответ.
Поэт был сослан вот сюда,
Но не на долгие года.
Он много здесь читал, гулял,
От одиночества страдал…
Но Пущин друга посетил –
Круг одиночества разбил.
Поэтому совсем не «чахлый»
Он в обществе «голубки дряхлой»,
Здесь сказкам радостно внимал,
И в Святогорский приезжал…
Зимой здесь будто бы всё чахло,
Весной тут липой чудно пахло,
А осенью – чудесная погода
Поэтом русским так воспетая природа!
Исич Бэчир
Очень интересна и необычна презентация одного из учеников, в которой он попытался соединить описание природы и стихи Пушкина, являющимися своеобразными пейзажными зарисовками. Эта работа предполагает глубокое погружение в исследовательскую деятельность как по географии, так и по литературе.
Сегодня в обществе, в педагогике мы ищем пути потенциального возрождения России. Конечно, в первую очередь, самыми важными составляющими этого процесса является ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. И мы должны, применяя многостороннюю деятельность учебного процесса, используя возможности метапредметного обучения, в том числе учебные экскурсии, способствовать дальнейшему углублению данного процесса."